Для написания статьи использованы данные казахстанского мониторинга уровня потребления, стили жизни и медиапредпочтений населения (K-TGI) за 2002 год.
K-TGI является частью международного проекта GLOBAL TGI, осуществляемого в 51 стране мира на 5-ти континентах. Выборка исследования репрезентирует как взрослое (16 лет и старше), так и детское (от 10 до 15 лет) население Казахстана, проживающее в городах с численностью населения 200 тысяч человек и более (49,9% всего городского населения). K-TGI включает в себя 400 товарных категорий, что составляет около 4000 торговых марок. Подробнее узнать о проекте K-TGI Вы можете здесь.
Доля потребителей чипсов среди населения в возрасте 10 лет и старше в городах РК с численностью 200+ составляет 28,9% или 642 тысячи человек. При этом доля потребителей чипсов значительно колеблется в разных городах. Так, в г. Актобе 48,5% населения в возрасте 10 лет и старше (или 116 тысяч человек) являются потребителями чипсов, в г. Таразе - только 11% (30 тысяч человек).
Потребление чипсов населением городов РК с численностью 200+
Весь Казахстан | ||
Тыс. чел. | Vert % | |
Totals | 2222 | 100,0 |
Потребляют | 642 | 28,9 |
Не потребляют | 1580 | 71,1 |
Среди различных типов чипсов наибольшей любовью потребителей пользуются картофельные чипсы, которые предпочитают 86,6% потребителей.
Анализируя таблицу, в которой отражен половозрастной состав потребителей чипсов, нетрудно заметить, что молодежь в возрасте 10-19 лет является одним из основных потребителей чипсов: на них приходится 36,4% всех потребителей чипсов. Доля потребителей данной возрастной категории также колеблется от города к городу: в г. Таразе она составляет 27,7%, в г. Семипалатинске - 43,6% всех потребителей чипсов.
Половозрастной состав потребителей чипсов
Все потребители | ||
Тыс. чел. | Vert % | |
Totals | 642 | 100,0 |
Мужчины 10-15 лет | 67 | 10,5 |
Мужчины 16-19 лет | 40 | 6,3 |
Мужчины 20-24 лет | 35 | 5,4 |
Мужчины 25-34 лет | 53 | 8,2 |
Мужчины 35-44 лет | 50 | 7,9 |
Мужчины 45-54 лет | 20 | 3,2 |
Мужчины 55-64 лет | 6 | 1,0 |
Мужчины 65 лет и более | 2 | 0,2 |
Женщины 10-15 лет | 71 | 11,0 |
Женщины 16-19 лет | 55 | 8,6 |
Женщины 20-24 лет | 51 | 7,9 |
Женщины 25-34 лет | 78 | 12,1 |
Женщины 35-44 лет | 63 | 9,7 |
Женщины 45-54 лет | 31 | 4,8 |
Женщины 55-64 лет | 16 | 2,5 |
Женщины 65 лет и более | 5 | 0,7 |
Предположим, что после анализа привлекательности сегмента потребителей возрастной категории 10-19 лет мы пришли к выводу, что данный сегмент рынка привлекателен для нас. Продемонстрируем, как информация K-TGI поможет определиться с некоторыми моментами товарной и коммуникативной политики компании.
Анализируя предпочтения вкусов чипсов среди потребителей возрастной категории 10-19 лет, можно отметить, что наиболее популярные вкусы среди данной возрастной категории - это бекон, соленые, сырные, картофельные без добавок. Для потребителей категории 10-15 лет характерна большая доля потребителей, предпочитающих вкус “ветчина”, “сметана и лук”, “сметана и укроп”. В то же время среди потребителей категории 16-19 лет практически в 2 раза (по сравнению с возрастной категорией 10-15 лет) меньше доля тех, кто предпочитает сырные чипсы.
Предпочтения вкусов чипсов потребителями чипсов
Все потребители | Потребители 10-15 лет | Потребители 16-19 лет | ||||
[000] | Vert % | [000] | Vert % | [000] | Vert % | |
Барбекью | 78 | 12,1 | 25 | 10,7 | 12 | 7,8 |
Бекон | 235 | 36,6 | 95 | 41,2 | 66 | 42,9 |
Бифштекс | 12 | 1,9 | 5 | 2,0 | 5 | 3,1 |
Ветчина колбасная | 60 | 9,3 | 30 | 13,2 | 9 | 5,8 |
Жареные на гриле | 40 | 6,2 | 21 | 9,1 | 11 | 7,4 |
Картофельные без добавок | 270 | 42,0 | 80 | 34,5 | 69 | 45,0 |
Красный перец | 71 | 11,1 | 35 | 15,1 | 13 | 8,5 |
Сметана и лук | 55 | 8,6 | 30 | 13,2 | 9 | 6,1 |
Сметана и укроп | 63 | 9,8 | 34 | 14,9 | 10 | 6,8 |
Соленые | 192 | 29,9 | 70 | 30,1 | 52 | 34,0 |
Сырная закуска | 53 | 8,2 | 13 | 5,5 | 14 | 9,3 |
Сырные с луком | 103 | 16,0 | 40 | 17,2 | 16 | 10,7 |
Сырный | 170 | 26,4 | 75 | 32,5 | 28 | 17,9 |
Стейк | 12 | 1,9 | 1 | 0,5 | 1 | 0,9 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 0,7 | 0 | 0,0 | 0 | 0,0 |
Согласно данным TGI, большая часть потребителей чипсов в возрасте 10-19 лет самостоятельно совершает покупку чипсов, следовательно, данную категорию лиц можно рассматривать как самостоятельную целевую аудиторию при планировании маркетинговых коммуникаций.
Для того, чтобы разработать эффективную программу маркетинга, необходимо обладать информацией об интересах, предпочтениях целевой аудитории. Данные TGI позволяют получить информацию, касающуюся рейтингов СМИ среди целевой аудитории, предпочтений тем публикаций и радиопрограмм, способа досуга целевой аудитории.
Данные о тематических предпочтениях радиопередач потребителями в возрасте 10-19 лет, приведенные в таблице, говорят о том, что большая часть потребителей чипсов этих возрастов интересуется музыкальными обзорами, а также анекдотами (Для сравнения - большая часть взрослой аудитории отдает предпочтения новостным программам на радио).
Тематические предпочтения радиопрограмм потребителей чипсов в возрасте 10-19 лет
Потребители | Потребители | |
10 - 15 лет | 16 - 19 лет | |
Vert % | Vert % | |
Музыкальные обзоры | 59,4 | 60,6 |
Анекдоты | 59,3 | 51,8 |
Выступления сатириков и комиков | 35,7 | 35,1 |
Светскую хронику из жизни звезд | 26,5 | 25,3 |
Выпуски важнейших новостей | 22,8 | 21,7 |
Беседы со знаменитыми людьми | 22 | 20,8 |
Обзоры кино | 19,7 | 28,2 |
Подробное освещение крупных преступлений | 19 | 11,2 |
Сводки спортивных результатов | 19 | 15,3 |
Сводки криминальной хроники | 18,8 | 23,6 |
Подробные рассказы о громких событиях | 18 | 19,9 |
Городские новости | 17,6 | 14,7 |
Выпуски спортивных новостей | 17,4 | 22,5 |
Советы специалистов о здоровье | 16 | 10,6 |
Околоспортивная жизнь спортивных звезд | 15 | 12,5 |
Спортивные тематические программы | 12,4 | 14,3 |
Кроме этого, большая часть потребителей данных возрастов имеет хобби, виды которого изменяются от одной возрастной категории к другой, хотя существуют и общие увлечения для потребителей данных целевых групп - прослушивание музыки. Среди потребителей чипсов в возрасте 10-15 лет большая доля тех, кто увлекается коллекционированием, рисованием, просмотром видеофильмов.
Наличие хобби потребителей чипсов в возрасте 10-19 лет
Потребители 10 - 15 лет | Потребители 16 - 19 лет | |
Vert % | Vert % | |
Имеют хобби | 77,2 | 57,5 |
Не имеют хобби | 22,8 | 42,5 |
Вид хобби потребителей чипсов в возрасте 10-19 лет
Потребители 10 - 15 лет | Потребители 16 - 19 лет | |
Vert % | Vert % | |
Коллекционирование | 26,9 | 18,9 |
Вязание | 12,6 | 4,8 |
Шитье | 5,7 | 2,6 |
Вышивка | 8,0 | 2,6 |
Резьба по дереву, выжигание | 0,5 | 0,0 |
Игра на музыкальных инструментах | 8,3 | 2,5 |
Современные и бальные танцы | 6,9 | 4,8 |
Конструирование и моделирование машин. самолетов, кораблей | 7,4 | 0,0 |
Рассматривание комиксов | 8,9 | 0,0 |
Занятия в спортивной секции | 19,7 | 13,9 |
Выращивание комнатных цветов | 8,2 | 2,6 |
Уход,дрессировка домашних животных | 13,1 | 4,9 |
Походы, туризм | 6,5 | 4,6 |
Прослушивание музыки | 32,1 | 31,7 |
Просмотр видеофильмов | 26,4 | 13,9 |
Чтение | 19,0 | 16,2 |
Рисование | 26,4 | 13,0 |
Другое | 13,6 | 7,7 |
Актуальную информацию о казахстанском рынке чипсов и других отраслей казахстанской экономики, учитывающую не только текущую ситуацию, но и возможное ее развитие, можно получить,обратившись в исследовательскую компанию КОМКОН-2 Евразия, специалисты которой помогут Вам решить маркетинговые задачи в оперативные сроки.
Смотрите также:
Омнибусное исследование