Методы

Фокус-группа

Фокус-группа — групповое глубинное интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте (товар, услуга, реклама), направленное на определение отношения участников к поставленной проблеме или причин восприятия того или иного объекта (товар, реклама), выявления мотивации тех или иных действий потребителей.

Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении в течение 1,5−2 часов по заранее разработанному сценарию. Обычное количество участников составляет 8−12 человек, не знакомых между собой, не объединенных общими интересами, идеями и т.д. Основным принципом подбора участников группы является однородность социально-демографических характеристик, а также частота и объем потребления определенного товара или услуги. Общее число фокус-групп, которое необходимо провести, зависит от исследовательских задач и от степени дифференциации целевых групп. Обычно в рамках исследования проводится от 2 до 6 групп. Фокус-группы проводит квалифицированный специалист — модератор, задача которого — обеспечить проведение беседы таким образом, чтобы она дала информацию, позволяющую аналитику понять истинное отношение участников фокус-группы (представителей целевой аудитории) к обсуждаемым вопросам.

В результате исследования мы получаем:

  • требования, предъявляемые потребителями к товарам;
  • моделирование потребительского поведения;
  • генерирование идей;
  • эмоциональную и поведенческую реакцию на определенные виды рекламы;
  • выяснения мотивов поведения разных покупателей; выявления факторов, влияющих на выбор товара.

Темы исследований 

Глубинное интервью

Глубинное интервью - слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Отличительные черты
Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.

Технология
Подготовка структуры беседы. Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.

Отбор респондентов и проведение интервью. После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.

Обработка результатов интервью и составление аналитического отчета. После завершения интервью его аудио и/или видеозаись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.

Темы исследований 

Телефонный опрос

CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) – это совокупность терминалов (компьютер плюс телефон), объединенных в одну сеть, единство работы которых поддерживается специализированным программным обеспечением для проведения телефонных опросов.

Телефонный опрос является одним из самых экономичных методов сбора данных в процессе маркетинговых исследований. Формализованные вопросы задаются респондентам по домашнему или рабочему телефону. Сферы исследований, в которых применяется метод телефонного опроса, очень разнообразны, однако в основном он применяется для проведения большого количества коротких интервью. Этот вид опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования (например, на В2В-рынках).

Темы исследований 

Личное интервью

Личное интервью - наиболее распространенный метод сбора данных в процессе количественных исследований. Метод основан на непосредственном общении интервьюера с респондентом.

Опрос респондента происходит в личной беседе, в отсутствие посторонних лиц. В процессе проведения опроса могут использоваться различные демонстрационные материалы: карточки, фотографии, рисунки, образцы изделий,  упаковки etc.

Личное интервью проводится по структурированной анкете. Длительность личного интервью может варьироваться от нескольких минут до 1-1,5 часов. Интервью продолжительностью до 15-20 минут могут проводится: в общественных местах, торгово-развлекательных центрах, магазинах, предприятиях общественного питания или на улице. Длительные интервью обычно проводятся в заранее оговоренном месте - на дому или на работе у респондента, в офисе исследовательской компании или специальном арендованном помещении. Как правило, в этом случае необходимо заранее договариваться о проведении личного интервью с респондентом -  осуществлять пререкрут.

Темы исследований 

Омнибусное исследование

Омнибусное исследование - это исследование, проводимое одновременно для нескольких клиентов и по нескольким темам, что дает возможность каждому из участников значительно снизить затраты на проведение исследования рынка за счет распределения затрат.

Стоимость участия в омнибусном исследовании зависит от количества и типа вопросов, с помощью которых Вы получаете необходимую Вам информацию.

Темы исследований 

Аудит розничных точек

Retail Audit - это исследование в торговых точках, направленное на определённую товарную группу и включающее:

  • анализ ассортимента
  • анализ цен
  • анализ запасов и продаж
  • анализ дистрибуции
  • описание рекламных материалов

Темы исследований 

Холл-тест

Холл-тест (hall-test) - маркетинговое исследование, разновидность личного интервью, применяемое как метод исследования качественных свойств предмета.

Холл-тест основан на анкетировании респондентов с целью уточнения восприятия атрибутов и потребительских свойств товара, рекламного сообщения, упаковки, названия, услуги или торговой марки целевой аудиторией. Особенностью холл-теста является явный и непосредственный контакт части целевой аудитории (респондентов) с тестируемым предметом.

В Hall-test участвуют группа респондентов. Общение с респондентами происходит в специально подготовленном помещении, предназначенном для спокойного общения. Задача респондентов холл-теста - оценить качества, привлекательность товаров, упаковки и других элементов, которые влияют на выбор покупателя. Во время проведения холл-теста респондентам изначально представляется для пробы объект тестирования, а затем предлагается заполнить заранее составленную анкету, состоящую из последовательных вопросов маркетинга. Часто анкетирование проводится устно.

Метод холл-теста является неотъемлемой частью сферы исследований отношения целевой аудитории. Hall-test помогает оценить производителю, разработчику и владельцу торговой марки первые качественные впечатления целевой аудитории от предмета исследований, без глубокого анализа потребительских свойств.

Темы исследований 

Хоум-тест

Home-test - метод исследования, в ходе которого группа потребителей тестирует определенный товар в домашних условиях (используя его по назначению), заполняя при этом специальную анкету.

Отличия
Home-test во многом схож с hall-тестом, но используется при необходимости длительного тестирования товара (в течение нескольких дней).

Технология
Респондентам, относящимся к целевой группе, предлагают протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов (обычно это продукты частого или повседневного использования). Как правило, упаковка товара не содержит названия марки и указания на фирму-производителя.

Через несколько дней использования данного товара респондент отвечает на вопросы анкеты, которая определяет отношение респондента к данному продукту (иногда - по сравнению с другими продуктами).

Применение
Метод home-тестов используется для:

решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе;
проверки восприятия потребительских свойств товара;
выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей;
определения оптимальной цены товара и других характеристик.

Темы исследований 

Тайный покупатель

Этот метод исследования заключается в оценке качества обслуживания с помощью специалистов исследовательской компании, выступающих в роли покупателя. Мониторинг качества обслуживания клиентов включает в себя следующие аспекты деятельности:

Оформление входной группы (вывеска, указатели и прочее)

Личное общение:

  • Вежливое и корректное взаимодействие с клиентом
  • Умение предложить решение проблемы, наиболее отвечающее потребностям клиента.
  • Поведение персонала компании в конфликтных и напряженных ситуациях
  • Знание преимуществ продукта по сравнению с продуктами конкурентов

Оформление операционного зала и внешний вид сотрудников:

  • Наличие и состояние рекламных материалов
  • Внешний вид сотрудников (соблюдение формы одежды, наличие бейджей с ФИО сотрудника)

Телефонное общение:

  • Вежливость и корректность персонала
  • Умение предложить решение проблемы, наиболее отвечающее потребностям клиента
  • Поведение в конфликтных и напряженных ситуациях

On-line общение:

  • Оперативность и полнота ответа на запрос, поступивший по электронной почте
  • Оперативность и полнота ответа на вопросы, заданные на корпоративном сайте

Темы исследований