Анализ Интернет-аудитории Казахстана

Совместный проект исследовательской компании "Комкон-2 Евразия" и Информационного портала "Центр Тяжести"

Информационный портал "Центр Тяжести"

Источник информации: Регулярный мониторинг K-TGI (Казахстанский Индекс Целевых Групп), проводимый компанией "Комкон-2 Евразия" с периодичностью 2 раза в год.

География исследования: крупные города Казахстана с численностью населения 200 тысяч человек и более (49,9% всего городского населения республики).

Выборка: Выборка исследования репрезентирует как взрослое (16 лет и старше), так и детское (от 10 до 15 лет) население Казахстана.

Цель: Анализ Интернет-аудитории Казахстана, а также социально-демографический портрет реальных пользователей Интернет

Согласно данным исследования только 6,2% городского населения Казахстана являются постоянными пользователями Интернета, что составляет немногим более 500 тысяч человек. Доля мужчин-пользователей Интернета выше доли женщин-"интернетчиц" более чем на 10% - 57,7% и 42,3% соответственно. Наибольшее количество Интернет-пользователей сосредоточено в Алматы (12,3%), а наименьшее - в Таразе (2,8%):

Таблица 1

Пользовались ли Вы Интернетом последние 3 месяца? (%)АктобеАлматыАстанаСемейТараз
Да3,712,37,25,52,8
Нет96,387,792,894,597,2

К категории активных пользователей Интернета также можно отнести руководящее звено предприятий (40,4%). Достаточно активны в Сети дети в возрасте от 10 до 15 лет (5,3%). Для сравнения: среди лиц в возрасте от 45 до 54 лет только 2,5% являются пользователями Интернета; среди лиц в возрасте от 55 до 64 лет этот показатель несколько выше - 3,1%. Те, кто старше 65 лет, ни разу не посещали Интернет-сайты.

Любопытно, что даже люди с низким личным уровнем дохода не отказывают себе в посещении Интернета: среди тех, чей доход исчисляется суммой от 1500 до 3000 тенге, доля пользователей Всемирной паутины составляет 4,4%.

Основная часть пользователей Интернета сформировалась в течении 1-3 лет, в то же время каждый пятый пользователь Сети начал пользоваться Интернетом более 3 лет назад:

Таблица 2

Как давно Вы пользуетесь Интернетом?
(%)
В течение последних 3 месяцев
13,7
3-6 месяцев назад
16,6
6-12 месяцев назад
17,0
1-2 года назад
28,6
3 и более лет назад
19,9

В разрезе по городам результаты исследования наглядно демонстрируют всплеск активности пользователей Интернета на Западе, Востоке и Юге Казахстана за последние полгода:

Таблица 3

Как давно Вы пользуетесь Интернетом?(%)
Актобе
Алматы
Астана
Семей
Тараз
В течение последних 3 месяцев
0,0
15,7
4,3
26,7
17,6
3-6 месяцев назад
43,8
16,5
17,0
0,0
29,4
6-12 месяцев назад
12,5
16,5
25,5
23,3
0,0
1-2 года назад
12,5
27,3
14,9
50,0
11,8
3 и более лет назад
31,3
22,3
25,5
0,0
23,5

Алматы является одним из самых стабильных в плане развития Интернета городов: рост числа пользователей Сети здесь отличается завидным постоянством.

К числу городов, в которых проживают активные пользователи Сети, относится Семей, имеющий самую высокую долю вновь присоединившихся к ресурсам Интернета за последние 3 месяца - 26,7%. Жителей Актобе можно отнести к числу самых "старых" пользователей Интернета: этот город лидирует по количеству человек, открывших для себя Интернет 3 и более лет назад.

Частота пользования Интернета также неодинакова в различных городах Казахстана. Из данных, приведенных в Таблице 4 видно, что самая высокая частота наблюдается в Актобе, где 31,3% населения пользуются Интернетом несколько раз в день. На втором месте находится Астана (25,5%). Как ни странно, но Алматы находится только на четвертом (22,3%), уступая по частоте пользования Интернетом Таразу (23,5%). Наибольший процент людей, использующих Интернет реже 1 раза в месяц, проживают в городе Семей:

Таблица 4

Как давно Вы пользуетесь Интернетом?(%)АктобеАлматыАстанаСемейТараз
Несколько раз в день31,322,325,510,023,5
Один раз в день0,016,514,916,70,0
2-3 раза в неделю18,823,125,520,00,
1 раз в неделю0,012,423,46,711,8
2-3 раза в месяц43,86,60,013,335,3
1 раз в месяц0,08,36,40,011,8
Реже 1 раза в месяц12,510,74,333,317,6

Любопытно проследить частоту пользования Интернетом респондентами разных социальных групп. Данные опроса выявили, что самая высокая доля тех, кто посещает Интернет-сайты несколько раз в день, среди руководителей подразделений организаций:


Как видно из Диаграммы, несколько раз на протяжении дня Интернетом пользуются руководители подразделений, технический персонал и заместители руководителей/главные специалисты. Примечательно, что специалисты без высшего образования чаще выходят в Интернет в течение дня, чем специалисты с высшим образованием. Среди квалифицированных рабочих нет ни одного человека, кто пользовался бы услугами Интернета несколько раз в день. В целом количество тех, кто ежедневно пользуется Интернетом, составляет 35,7% (чуть более 183 тысяч человек по всему Казахстану).

Проверим зависимость частоты посещения Интернета от величины личного дохода респондентов. Рассмотрим это на примере верхней (25000 тенге и выше), средней (10000 тенге) и нижней (от 1500 до 3000 тенге) планок дохода. Диаграмма 1 наглядно демонстрирует, что даже люди с низким уровнем дохода позволяют себе обратиться к услугам Интернета, хотя и нечасто: почти треть из них пользуются Интернетом 1 раз в месяц. С повышением дохода повышается и частота пользования Интернет-ресурсами:

Однако было бы ошибочным связывать непосредственную зависимость частоты пользования Интернетом только лишь с личным доходом человека, поскольку большая часть населения Казахстана чаще всего выходят в Сеть на рабочих местах, а не из дома, то есть платят за подключение не из собственного кармана:

Более 40% респондентов пользуются Интернетом на работе, в то время как только 28% чаще выходят в Сеть из дома. На третьем месте - Интернет-кафе, с помощью которых 12% регулярно подключаются к ресурсам Интернета. Частыми посетителями интернет-кафе являются дети в возрасте от 10 до 15 лет (30,8%), и молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет (14%). Абсолютно непопулярны интернет-кафе среди высшего руководства предприятий (президентов, директоров, заместителей руководителей и главных специалистов), которые предпочитают пользоваться услугам интернет-связи у себя дома или на работе. Среди тех, кто пользуется Интернетом у себя дома, преобладают лица со средним уровнем дохода:


Как видим, людей со средним уровнем личного дохода можно отнести к самой "преданной" группе Интернет-пользователей: они активнее, чем другие выделенные группы, пользуются Интернетом и дома, и на работе. Люди же с низким уровнем дохода преимущественно посещают Интернет-кафе, а также пользуются ресурсами Сети в школе/институте или у знакомых. Примечательно, что люди с высоким уровнем личного дохода предпочитают выходить в Интернет на работе, а не из дома. С другой стороны, это может быть вызвано тем, что лица с высоким уровнем дохода большую часть времени, как правило, проводят на работе.

Несмотря на относительно большой процент людей, работающих с Интернетом у себя дома, затраты на пользование им небольшие. Всего 1,7% интернет-пользователей тратят более 40 $ в месяц.

Более 40% респондентов затруднились ответить на вопрос, сколько они тратят в месяц на Интернет. Наиболее высока доля тех, кто платит за пользование Интернетом менее 10 долларов. В разрезе же по городам можно выделить, что Алматы является единственным городом в республике, в котором респонденты отметили, что их затраты на Интернет превышают 40 долларов ежемесячно.

Что касается информации, за которой казахстанские пользователи обращаются в Интернет, то каждый четвертый казахстанец заходит в Сеть с целью скачать музыку:

Таблица 5

За какой информацией Вы обращаетесь в Интернет чаще всего?
(%)
MP3, RealAudio, музыка
24,9
Новое программное обеспечение
20,7
Компьютерные игры
18,3
Развлечения, досуг
17,8
Новости политики
16,6
Новости экономики
14,5
Популярная наука
13,7
Искусство
11,6
Онлайновая пресса
11,6
Видео, шоу-бизнес
10,8
Спорт
10,4
Техника
10,0
Производители товаров и услуг
9,1
Авто/мото
8,7
Медицина
6,2
Поиск работы
6,2
Знакомства
5,8
Погода
4,6
Эротика
2,5
Путешествия
2,1
Электронная коммерция
0,8
Другое
21,8

Таким образом, наиболее интересными темами для казахстанской Интернет-аудитории являются MP3, RealAudio, музыка (24,9%), новое программное обеспечение (20,7%) и компьютерные игры (18,3%). Весьма красноречивы данные по электронной коммерции: доля интереса к ней составляет всего 0,8%. Что говорит о неразвитости данного вида интернет-услуги, как и электронного бизнеса в целом, а также о недоверии населения Казахстана к этому виду предпринимательства.

Выделим три главные темы, наиболее интересные для людей с различным уровнем образования:

Таблица 6. Предпочтение в посещении сайтов в зависимости от уровня образования респондента

Начальное
Неполное среднее
Среднее, среднее специальное
Высшее
Ученая степень кандидата или доктора наук
66,7% - Компьютерные игры48,6% - MP3, RealAudio, музыка40,4% - MP3, RealAudio, музыка23,8% - Новости политики42,9% - Новости политики
50,0% - Авто\Мото35,1% - Компьютерные игры29,8% - Новое программное обеспечение21,9% - Новое программное обеспечение42,9% - Популярная наука
33,3% - MP3, RealAudio, музыка29,7% - Развлечения, досуг29,8% - Компьютерные игры19,9% - Новости экономики42,9% - Поиск работы

Очевидна разница в предпочтениях данных четырех групп, имеющих различное образование. Получившие начальное, неполное среднее, а также среднее и среднее специальное образование в большей степени интересуются музыкой и компьютерными играми, в то время, как для людей с высшим образованием более интересны темы политики, экономики и нового программного обеспечения. Весьма интересен факт, что наибольший процент заинтересованности в поиске работы принадлежит слою населения, представленного докторами наук и людьми, имеющими ученую степень кандидата.

Одним из самых распространенных в последнее время в Интернете явлений стала реклама. И если телевизионная реклама по большей части раздражает людей, то реклама в Интернете воспринимается более лояльно: только 14,5% респондентов определенно раздражает реклама на сайтах. При этом 61,8% всегда обращают внимание на рекламу в Сети, а регулярно обращают внимание на рекламные баннеры на сайтах 22,8% респондентов. Каждый пятый отметил, что реклама в Интернете помогла ему узнать о товарах и услугах. Реально же воспользовались возможностью купить товары или прибегнуть к услугам посредством рекламы в Интернете всего лишь 12% пользователей Сети. В основном это представители руководящего звена (14,3%). Они же считают, что Интернет дает преимущества в ведении бизнеса (30,7%).

Характерно, что почти половина пользователей Интернета постоянно находится в поиске новых сайтов, где они могли бы почерпнуть различную информацию. Еще одна любопытная деталь: для многих пользователей Сети, Интернет заменяет телевидение, поскольку 32% респондентов отметили, что стали меньше смотреть телевизор, с тех пор как открыли для себя Интернет.

Таким образом, можно говорить о сложившейся постоянной Интернет-аудитории, которая характеризуется определенными социально-демографическими характеристиками и устойчивой тенденцией к развитию. Данные исследования демонстрируют, что Интернет является не столько средством развлечения, сколько одной из составляющих ведения успешного бизнеса.

 

Вернуться назад
Обсудить на форуме
В начало