| | Анализ Интернет-аудитории Казахстана Совместный проект исследовательской компании "Комкон-2 Евразия" и Информационного портала "Центр Тяжести"
Источник информации: Регулярный мониторинг K-TGI (Казахстанский Индекс Целевых Групп), проводимый компанией "Комкон-2 Евразия" с периодичностью 2 раза в год. География исследования: крупные города Казахстана с численностью населения 200 тысяч человек и более (49,9% всего городского населения республики). Выборка: Выборка исследования репрезентирует как взрослое (16 лет и старше), так и детское (от 10 до 15 лет) население Казахстана. Цель: Анализ Интернет-аудитории Казахстана, а также социально-демографический портрет реальных пользователей Интернет Согласно данным исследования только 6,2% городского населения Казахстана являются постоянными пользователями Интернета, что составляет немногим более 500 тысяч человек. Доля мужчин-пользователей Интернета выше доли женщин-"интернетчиц" более чем на 10% - 57,7% и 42,3% соответственно. Наибольшее количество Интернет-пользователей сосредоточено в Алматы (12,3%), а наименьшее - в Таразе (2,8%): Таблица 1 Пользовались ли Вы Интернетом последние 3 месяца? (%) | Актобе | Алматы | Астана | Семей | Тараз | Да | 3,7 | 12,3 | 7,2 | 5,5 | 2,8 | Нет | 96,3 | 87,7 | 92,8 | 94,5 | 97,2 |
К категории активных пользователей Интернета также можно отнести руководящее звено предприятий (40,4%). Достаточно активны в Сети дети в возрасте от 10 до 15 лет (5,3%). Для сравнения: среди лиц в возрасте от 45 до 54 лет только 2,5% являются пользователями Интернета; среди лиц в возрасте от 55 до 64 лет этот показатель несколько выше - 3,1%. Те, кто старше 65 лет, ни разу не посещали Интернет-сайты. Любопытно, что даже люди с низким личным уровнем дохода не отказывают себе в посещении Интернета: среди тех, чей доход исчисляется суммой от 1500 до 3000 тенге, доля пользователей Всемирной паутины составляет 4,4%. Основная часть пользователей Интернета сформировалась в течении 1-3 лет, в то же время каждый пятый пользователь Сети начал пользоваться Интернетом более 3 лет назад: Таблица 2 Как давно Вы пользуетесь Интернетом? | (%) | В течение последних 3 месяцев | 13,7 | 3-6 месяцев назад | 16,6 | 6-12 месяцев назад | 17,0 | 1-2 года назад | 28,6 | 3 и более лет назад | 19,9 |
В разрезе по городам результаты исследования наглядно демонстрируют всплеск активности пользователей Интернета на Западе, Востоке и Юге Казахстана за последние полгода: Таблица 3 Как давно Вы пользуетесь Интернетом?(%) | Актобе | Алматы | Астана | Семей | Тараз | В течение последних 3 месяцев | 0,0 | 15,7 | 4,3 | 26,7 | 17,6 | 3-6 месяцев назад | 43,8 | 16,5 | 17,0 | 0,0 | 29,4 | 6-12 месяцев назад | 12,5 | 16,5 | 25,5 | 23,3 | 0,0 | 1-2 года назад | 12,5 | 27,3 | 14,9 | 50,0 | 11,8 | 3 и более лет назад | 31,3 | 22,3 | 25,5 | 0,0 | 23,5 |
Алматы является одним из самых стабильных в плане развития Интернета городов: рост числа пользователей Сети здесь отличается завидным постоянством. К числу городов, в которых проживают активные пользователи Сети, относится Семей, имеющий самую высокую долю вновь присоединившихся к ресурсам Интернета за последние 3 месяца - 26,7%. Жителей Актобе можно отнести к числу самых "старых" пользователей Интернета: этот город лидирует по количеству человек, открывших для себя Интернет 3 и более лет назад. Частота пользования Интернета также неодинакова в различных городах Казахстана. Из данных, приведенных в Таблице 4 видно, что самая высокая частота наблюдается в Актобе, где 31,3% населения пользуются Интернетом несколько раз в день. На втором месте находится Астана (25,5%). Как ни странно, но Алматы находится только на четвертом (22,3%), уступая по частоте пользования Интернетом Таразу (23,5%). Наибольший процент людей, использующих Интернет реже 1 раза в месяц, проживают в городе Семей: Таблица 4 Как давно Вы пользуетесь Интернетом?(%) | Актобе | Алматы | Астана | Семей | Тараз | Несколько раз в день | 31,3 | 22,3 | 25,5 | 10,0 | 23,5 | Один раз в день | 0,0 | 16,5 | 14,9 | 16,7 | 0,0 | 2-3 раза в неделю | 18,8 | 23,1 | 25,5 | 20,0 | 0, | 1 раз в неделю | 0,0 | 12,4 | 23,4 | 6,7 | 11,8 | 2-3 раза в месяц | 43,8 | 6,6 | 0,0 | 13,3 | 35,3 | 1 раз в месяц | 0,0 | 8,3 | 6,4 | 0,0 | 11,8 | Реже 1 раза в месяц | 12,5 | 10,7 | 4,3 | 33,3 | 17,6 |
Любопытно проследить частоту пользования Интернетом респондентами разных социальных групп. Данные опроса выявили, что самая высокая доля тех, кто посещает Интернет-сайты несколько раз в день, среди руководителей подразделений организаций:
Как видно из Диаграммы, несколько раз на протяжении дня Интернетом пользуются руководители подразделений, технический персонал и заместители руководителей/главные специалисты. Примечательно, что специалисты без высшего образования чаще выходят в Интернет в течение дня, чем специалисты с высшим образованием. Среди квалифицированных рабочих нет ни одного человека, кто пользовался бы услугами Интернета несколько раз в день. В целом количество тех, кто ежедневно пользуется Интернетом, составляет 35,7% (чуть более 183 тысяч человек по всему Казахстану). Проверим зависимость частоты посещения Интернета от величины личного дохода респондентов. Рассмотрим это на примере верхней (25000 тенге и выше), средней (10000 тенге) и нижней (от 1500 до 3000 тенге) планок дохода. Диаграмма 1 наглядно демонстрирует, что даже люди с низким уровнем дохода позволяют себе обратиться к услугам Интернета, хотя и нечасто: почти треть из них пользуются Интернетом 1 раз в месяц. С повышением дохода повышается и частота пользования Интернет-ресурсами: Однако было бы ошибочным связывать непосредственную зависимость частоты пользования Интернетом только лишь с личным доходом человека, поскольку большая часть населения Казахстана чаще всего выходят в Сеть на рабочих местах, а не из дома, то есть платят за подключение не из собственного кармана: Более 40% респондентов пользуются Интернетом на работе, в то время как только 28% чаще выходят в Сеть из дома. На третьем месте - Интернет-кафе, с помощью которых 12% регулярно подключаются к ресурсам Интернета. Частыми посетителями интернет-кафе являются дети в возрасте от 10 до 15 лет (30,8%), и молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет (14%). Абсолютно непопулярны интернет-кафе среди высшего руководства предприятий (президентов, директоров, заместителей руководителей и главных специалистов), которые предпочитают пользоваться услугам интернет-связи у себя дома или на работе. Среди тех, кто пользуется Интернетом у себя дома, преобладают лица со средним уровнем дохода: Как видим, людей со средним уровнем личного дохода можно отнести к самой "преданной" группе Интернет-пользователей: они активнее, чем другие выделенные группы, пользуются Интернетом и дома, и на работе. Люди же с низким уровнем дохода преимущественно посещают Интернет-кафе, а также пользуются ресурсами Сети в школе/институте или у знакомых. Примечательно, что люди с высоким уровнем личного дохода предпочитают выходить в Интернет на работе, а не из дома. С другой стороны, это может быть вызвано тем, что лица с высоким уровнем дохода большую часть времени, как правило, проводят на работе.
Несмотря на относительно большой процент людей, работающих с Интернетом у себя дома, затраты на пользование им небольшие. Всего 1,7% интернет-пользователей тратят более 40 $ в месяц.
Более 40% респондентов затруднились ответить на вопрос, сколько они тратят в месяц на Интернет. Наиболее высока доля тех, кто платит за пользование Интернетом менее 10 долларов. В разрезе же по городам можно выделить, что Алматы является единственным городом в республике, в котором респонденты отметили, что их затраты на Интернет превышают 40 долларов ежемесячно. Что касается информации, за которой казахстанские пользователи обращаются в Интернет, то каждый четвертый казахстанец заходит в Сеть с целью скачать музыку: Таблица 5 За какой информацией Вы обращаетесь в Интернет чаще всего? | (%) | MP3, RealAudio, музыка | 24,9 | Новое программное обеспечение | 20,7 | Компьютерные игры | 18,3 | Развлечения, досуг | 17,8 | Новости политики | 16,6 | Новости экономики | 14,5 | Популярная наука | 13,7 | Искусство | 11,6 | Онлайновая пресса | 11,6 | Видео, шоу-бизнес | 10,8 | Спорт | 10,4 | Техника | 10,0 | Производители товаров и услуг | 9,1 | Авто/мото | 8,7 | Медицина | 6,2 | Поиск работы | 6,2 | Знакомства | 5,8 | Погода | 4,6 | Эротика | 2,5 | Путешествия | 2,1 | Электронная коммерция | 0,8 | Другое | 21,8 |
Таким образом, наиболее интересными темами для казахстанской Интернет-аудитории являются MP3, RealAudio, музыка (24,9%), новое программное обеспечение (20,7%) и компьютерные игры (18,3%). Весьма красноречивы данные по электронной коммерции: доля интереса к ней составляет всего 0,8%. Что говорит о неразвитости данного вида интернет-услуги, как и электронного бизнеса в целом, а также о недоверии населения Казахстана к этому виду предпринимательства. Выделим три главные темы, наиболее интересные для людей с различным уровнем образования: Таблица 6. Предпочтение в посещении сайтов в зависимости от уровня образования респондента Начальное | Неполное среднее | Среднее, среднее специальное | Высшее | Ученая степень кандидата или доктора наук | 66,7% - Компьютерные игры | 48,6% - MP3, RealAudio, музыка | 40,4% - MP3, RealAudio, музыка | 23,8% - Новости политики | 42,9% - Новости политики | 50,0% - Авто\Мото | 35,1% - Компьютерные игры | 29,8% - Новое программное обеспечение | 21,9% - Новое программное обеспечение | 42,9% - Популярная наука | 33,3% - MP3, RealAudio, музыка | 29,7% - Развлечения, досуг | 29,8% - Компьютерные игры | 19,9% - Новости экономики | 42,9% - Поиск работы |
Очевидна разница в предпочтениях данных четырех групп, имеющих различное образование. Получившие начальное, неполное среднее, а также среднее и среднее специальное образование в большей степени интересуются музыкой и компьютерными играми, в то время, как для людей с высшим образованием более интересны темы политики, экономики и нового программного обеспечения. Весьма интересен факт, что наибольший процент заинтересованности в поиске работы принадлежит слою населения, представленного докторами наук и людьми, имеющими ученую степень кандидата. Одним из самых распространенных в последнее время в Интернете явлений стала реклама. И если телевизионная реклама по большей части раздражает людей, то реклама в Интернете воспринимается более лояльно: только 14,5% респондентов определенно раздражает реклама на сайтах. При этом 61,8% всегда обращают внимание на рекламу в Сети, а регулярно обращают внимание на рекламные баннеры на сайтах 22,8% респондентов. Каждый пятый отметил, что реклама в Интернете помогла ему узнать о товарах и услугах. Реально же воспользовались возможностью купить товары или прибегнуть к услугам посредством рекламы в Интернете всего лишь 12% пользователей Сети. В основном это представители руководящего звена (14,3%). Они же считают, что Интернет дает преимущества в ведении бизнеса (30,7%). Характерно, что почти половина пользователей Интернета постоянно находится в поиске новых сайтов, где они могли бы почерпнуть различную информацию. Еще одна любопытная деталь: для многих пользователей Сети, Интернет заменяет телевидение, поскольку 32% респондентов отметили, что стали меньше смотреть телевизор, с тех пор как открыли для себя Интернет. Таким образом, можно говорить о сложившейся постоянной Интернет-аудитории, которая характеризуется определенными социально-демографическими характеристиками и устойчивой тенденцией к развитию. Данные исследования демонстрируют, что Интернет является не столько средством развлечения, сколько одной из составляющих ведения успешного бизнеса.
|